Рецензия на сценарий «Робота-полицейского»

Рецензия на сценарий «Робота-полицейского»

Ридли Скотт как-то сказал, что самое страшное для любого режиссера — это дожить до времен, когда на твои фильмы снимают ремейки. Неизвестно, насколько Пауль Верхувен разделяет данное мнение, но тот факт, что сейчас голливудское наследие голландца является одним из самых лакомых кусочков для киностудий, сомнения не вызывает. Даже бесславный провал нового «Вспомнить все», кажется, не поколебал решимости продюсеров и дальше продолжать выпускать ремейки признанной классики. Впрочем, пока что очередной «Робот-полицейский*» имеет все шансы повторить судьбу творения Уайзмена — по крайней мере, такое мнение складывается после ознакомления с имеющимся сценарием.

Robocop
Автор: Ник Шенк под редакцией Джошуа Зетумера
Жанр: фантастика, экшн
Логлайн: Алекс Мерфи, любящий муж, отец и хороший полицейский, борется с лавиной преступности и коррупции, обрушившейся на Детройт. Однако после тяжелого ранения, полученного им при исполнении служебных обязанностей, корпорация OmniCorp решает задействовать Алекса в своем робототехническом эксперименте…
Объем: 127 страниц
Версия: от 20 января 2012
Статус: съемочный период

Тегеран, 2039 год. Улицы города патрулируют боевые роботы корпорации OmniCorp ЕD-208 и ЕD-209, расстреливающие беззащитных шахидов, неосмотрительно пытающихся остановить неумолимое распространение демократии. Технологический триумф транслируется в прямом эфире и комментируется беспринципным ведущим Пэтом Новаком (в фильме его сыграет Сэмюэль Л. Джексон).

Продукция OmniCorp как горячие пирожки расходится по всему земному шару. Роботы помогают беженцам в Нидерландах, ловят активистов Гринписа на нефтепроводах Аляски и зачищают горячие точки. Остается лишь один незанятый рынок — Северная Америка. Алчные корпоративные чиновники просто грезят о том, как наладить поставки роботов в американские города, но перспектива многомиллионных судебных тяжб с гражданами, которые случайно пострадают от их действий (а в виду несовершенства техники такие случаи неизбежны), перевешивает все потенциальные выгоды.

Доктор Нортон (его сыграет Гэри Олдман) предлагает выход — создать гибрид человека и машины, обладающий сознанием, который в случае чего сможет взять ответственность на себя и избавить корпорацию от потенциальных исков. Корпоративные чиновники проводят «кастинг», изучая досье самых лучших полицейских Детройта, неполиткорректно отсекая всех «небелых» кандидатов, и останавливают свой выбор на Алексе Мерфи (Джоэл Киннаман). Проблема заключается в том, что в здравом уме никто не согласится стать роботом. Но улицы Дейтройта крайне небезопасны, и когда Мерфи станет жертвой весьма «своевременной» засады, адвокатам OmniCorp не составит большого труда убедить жену Мерфи отдать его изувеченное тело в руки Нортона, который сделает из него машину…

Некоторое время назад Дрю МакВини из HitFix, первым поделившийся с общественностью впечатлениями от сценария нового «Робокопа», написал в своем твиттере что по сравнению с ним, новый «Вспомнить все» выглядит как произведение искусства. Наверное, в это трудно поверить, но с этим мнением можно отчасти согласиться. Несбалансированный, не имеющий четкой цели и местами неуважительно относящийся к оригиналу — именно такие определения применимы к творению Ника Шенка и Джошуа Зетумера.

Робокоп новой модификации

Почему же так получилось? Одна их основных причин — неоправданно затянутый фетиш с дизайном нового Робокопа, отнявший слишком много страниц. В начале скрипта, классический внешний вид Робокопа образца 1987 года демонстрируется фокус-группе, состоящей их преступников, и те от души смеются, отмечая, что он похож на «игрушку из 80-х» и способен испугать лишь маленькую девочку. Дизайнер возражает, говоря, что эта версия будет смотреться так же здорово и через двадцать лет, после чего его просто увольняют (нам же после этого хочется уволить сценаристов).

Через шесть страниц костюм обновляют до более агрессивно выглядящей версии 2.0 (между прочим, собранной в Китае). Еще через пять страниц появляется версия 3.0, больше похожая на форму сотрудника S.W.A.T., в которой Мерфи сбрасывают на лагерь Аль-Каеды в Сомали. Спустя еще четыре страницы нам, наконец, демонстрируют финальную версию 4.0., которая выглядит как «полицейский, накаченный стероидами и раскрашенный голубым металликом». Теперь, подобно бойцам из «Броска Кобры», Робокоп мобилен, маневренен, разгоняется до 50 км/час, а его костюм имеет два режима — социальный и более агрессивный боевой. При этом, по непонятной причине, Робокопу оставили правую человеческую руку (ее, кстати, можно заметить на кадрах со съемок), что, впрочем, не помешает ему гнуть ею металл и отрывать головы роботам.

Возможно, кому-то покажется интересным такая экранная эволюция — проблема лишь в потраченном на нее времени. В картине Верхувена, между убийством Мерфи и созданием Робокопа проходило пять минут. Столько же проходило между появлением и выходом Робокопа на улицы. Тут же сценаристы тратят целых сорок страниц на то, чтобы показать изготовление Робокопа, его тренировки и смену дизайна. Потому, к моменту выхода Робокопа на улицы Детройта (на семидесятой странице), у авторов оставалось примерно пятьдесят страниц на весь сюжет, и они попытались вместить в них все. В результате, цель найти своих убийц появляется у Мерфи лишь на девяносто девятой странице, а противостояние между чиновниками OmniCorp и Робокопом длится от силы последние двадцать страниц.

Фильм Верхувена был полон сатиры, черного юмора и христианских аллюзий. Можно понять, почему авторы убрали эти элементы — бесполезно копировать фирменный стиль голландца. Проблема лишь в том, что они не придумали ничего достойного в качестве замены — если на первых страницах какие-то сатирические нотки еще проскакивают (вроде идеи нанести на костюм Робокопа рекламные логотипы «Кока-колы»), то в дальнейшем все это сходит на нет. Да, в сценарии есть пара забавных шуток — например, когда один из техников замечает, что аудитория, следящая в онлайне за похождениями Робокопа, превысила аудиторию, наблюдавшую за казнью Джастина Бибера, — есть парочка классических фраз из фильма Верхувена, но все это не идет ни в какое сравнение с оригиналом.

Убрав все аллюзии, сценаристы убрали и классических злодеев. Кларенс Боддикер и Дик Джонс были олицетворением мира преступности, с которым сражался Робокоп. Первый — безжалостный бандит и убийца полицейских, второй — большая корпоративная шишка, которая, чтобы добиться своих целей, ипользует таких, как Боддикер. Увы, но в новом «Робокопе» совершенно не нашлось места таким персонажам — все чиновники корпорации на редкость безлики и действуют в единой связке, а хоть какого-нибудь аналога Боддикера в сценарии просто нет, как и нет хоть какой-либо линии противостояния между Робокопом и его убийцами.

Сценарий ожидаемо заточен под рейтинг PG-13 (более того, в одном из диалогов прямо говорится, что Робокоп будет работать в США только в режиме PG-13), поэтому Робокоп борется с преступностью в основном с помощью тазерного пистолета (дистанционное электрошоковое оружие, выстреливающее два электрода-зонда, при помощи сжатого газа, на расстояние от 4,5 м до 10 м – прим. редактора), не проливая ни капли крови. Порой доходит до полного абсурда — в одной из сцен пятьдесят вооруженных человек устраивает засаду на Робокопа, пытаясь уничтожить его с помощью крупнокалиберного оружия и гранатометов, что ничуть не мешает ему вырубить их всех и обойтись без жертв. Убийство Мерфи также остается за кадром (мы видим лишь его реконструкцию), переделке под PG-13 подверглась и классическая сцена из фильма Верхувена, где Робокоп отстреливал мужское достоинство одному из насильников — теперь пули заменены на дротики тазера. Все мог бы исправить хороший экшн, но на самом деле его не так и много, поэтому крайне трудно выделить что-то запоминающееся — разве что финальную стычку полиции и роботов OmniCorp.

Таким был Робокоп в фильме Верхувена

Можно еще очень долго ругать сценаристов нового «Робокопа», но справедливости ради стоит отметить, что в их работе присутствуют и интересные задумки. Проблема лишь в том, что из-за несбалансированности сценария многие из них либо не используются, либо работают вполсилы. Например, когда Мерфи попадает в засаду, напарник Льюис бросает его и спасается бегством — в дальнейшем этот момент практически никак не обыгран. Попытки авторов обрисовать нечто вроде любовного треугольника между женой Мерфи и его напарником также получились не самыми осмысленными. Весь конфликт между Робокопом и Льюисом по сути длится всего лишь две страницы, после чего они снова становятся лучшими друзьями — так стоило ли ради этого тратить столько экранного времени?

Еще один занятный момент: Мерфи думает, что сам управляет своим телом, тогда как в действительности решения за него принимают имплантированные в мозг чипы, которые лишь создают иллюзию свободы воли. И вновь интересная ситуация и потенциальный конфликт не получают должного развития — после того, как Робокоп выходит на улицы города, руководство просто нажимает на кнопку и полностью подавляет его человечность, отчего Мерфи ведет себя в точности как машина. Затем он так же просто обретает утерянные эмоции. При этом выясняется, что Робокоп легко может игнорировать приказы из центра, да и избавление от чипов оказывается не таким уж и трудным делом.

Техническое оснащение нового Робокопа может похвастаться парой интересных фишек. Например, ему в мозг имплантирован чип для Wi-Fi, позволяющий получать в онлайн-режиме информацию со всех камер в городе и использовать любые возможные архивы и базы данных. Кроме этого, оборудование Робокопа включает в себя кучу суперсовременных приборов, позволяющих прямо на месте анализировать любые возможные образцы. И наконец, теперь Робокоп имеет возможность делать компьютерные реконструкции мест преступления, благодаря чему мы «видим» произошедшее его глазами. К сожалению, все эти задумки портятся неумением сценаристов определить, что в их работе должно быть главным, а чем можно пожертвовать.

Конечно, хочется надеяться на то, что специально нанятый Джеймс Вандербилт смог подлечить сценарий. Хочется надеяться на то, что хороший режиссер Хосе Падилья знал, во что он ввязывается, поэтому сможет победить продюсеров и продавить свое видение фильма. Но на данный момент будущее всего проекта выглядит крайне туманно. В одном из эпизодов сценария, чиновник OmniCorp, увидев предназначенную для продажи фигурку Робокопа, говорит: «Вы издеваетесь? Я не куплю это и за доллар!» Про имеющийся скрипт нового «Робокопа» пока что хочется сказать то же самое.

29625

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

Filmz.ru / По дороге в царство Вия